Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Очень часто предприятия обслуживания населения просят подписать соглашение или согласие на обработку персональных данных, чтобы заключить тот или иной договор. И преподносят это почти всегда как обязательное условие к сделке. В данном вопросе в юридическом сообществе двух мнений быть не может – данные действия предпринимателей незаконны: потребитель вправе не давать разрешение на обработку и хранение персональных данных, а такой отказ не может служить основанием для отказа в заключении сделки.
Однако убедить такую организацию о своей правоте просто ссылаясь на общие нормы удавалось далеко не всегда, а трата времени на это не «окупало» потраченного времени на простое заполнение такого соглашения о согласии на обработку персональных данных. Теперь законодатель самостоятельно и отдельно определил, что сбор данных не может являться препятствием, а отказ заключить договор в этой связи является незаконным и подлежит пресечению.
В этой связи в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесли изменение: добавился 7 пункт, который запрещает продавцам отказываться от заключения сделки при нежелании потребителя подписать соглашение о передаче персональных данных. Пренебрежение же данными изменениями может повлечь за собой наложение штрафа для должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для организаций - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Покупатели безусловно с оптимизмом встретили такие нововведение, а вот маркетологи схватились за головы, сетуя, что путь к получению информации о потребителях теперь практически закрыт. Юристы же считают, что повода для паники нет, ведь сбор персональных данных таким образом и сейчас никто не разрешал, законодательство лишь внесло уточнения, которые напрашивались сами собой уже довольно долгое время. Роскомнадзор и до этого довольно часто подтверждал судебным путём нарушения, связанные со сбором персональных данных, но теперь, руководствуясь новым добавленным пунктом, доказать неправомерность продавца будет проще.
Если рассуждать логически, то заказывая, к примеру пиццу, покупатель предоставляет продавцу нужные для заказа данные, а именно адрес и телефон, но указывать семейное положение, номер паспорта и т.д. он не обязан, т.к. для заказа данная информация не нужна. На деле же сейчас творится полнейшая вакханалия с запросами персональных данных. Куда бы человек не пришёл и не обратился, с него обязательно потребуют подписать и заполнить кучу бумажек с личной информацией.
Также руководствуясь законодательными нововведениями, связанными с персональными данными, покупатель теперь сможет спросить продавца, зачем ему та или иная информация. И продавец в свою очередь должен обосновать требование запроса данных в определённый срок.
Почему же законотворцы приняли нововведения именно сейчас? Видимо накопилась критическая масса обращений и жалоб потребителей, не получивших услугу или товар по причине отказа предоставить определённую личную информацию продавцу. И если до этого эффективных методов воздействия на компании у Роспотребнадзора не было, то теперь они есть.
Стоит отметить, что данные изменения касаются только продавцов, работающих с потребителями, приобретающими товары для своих собственных нужд. Если же вы сотрудничаете в B2B, то новшества вас не коснутся. Да и какие персональные данные у коммерсантов?
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
02.06.2022