Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Что такое договор транспортной экспедиции. Его условия.
Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Поскольку договор транспортной экспедиции предполагает выполнение различных услуг, которые связаны с перевозкой, существует необходимость привести некоторые условия (предусмотренные ГК РФ), которые могут быть предусмотрены таким договором.
Итак, договором транспортной экспедиции можно предусмотреть следующие условия:
1) об организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными самим экспедитором;
2) об организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными клиентом;
3)об обязанности экспедитора заключить от имени клиента договор (договоры) перевозки груза;
4) об обязанности экспедитора заключить от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
5) об обязанности обеспечить отправку и получение груза;
6) об обязанности осуществления таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
7) об обязанности по проверке количества и состояния груза, его погрузке и выгрузке;
8) обязанности по уплате уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
9) об обязанности по хранению груза;
10) об обязанности по получению груза в пункте назначения;
11) и т.д.
Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме.
Письменная форма договора предполагает, что она должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (ч. 1 ст. 160 ГК РФ).
К обязанностям клиента относится:
1) выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
2) предоставить экспедитору документы, а также информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки.
3) предоставить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).
4) предоставить иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, предусмотренную договором.
В случае если экспедитору недостаточно информации, предоставленной клиентом, он вправе ее запросить. В случае если клиент не предоставит недостающую информацию, экспедитор вправе не приступать к исполнению договора, а также потребовать от клиента возмещения убытков.
К обязанностям экспедитора относится:
1) оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции;
2) при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре;
3) в случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором;
4) при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Как было сказано выше, договором могут быть предусмотрены такие условия договора как обязанность заключать договоры перевозки груза как от своего имени, так и от имени клиента. Данное обстоятельство означает, что договорные отношения могут возникнуть не только между клиентом и экспедитором, но и со сторонней компанией, которая будет осуществлять непосредственно перевозку груза. При этом право заключать договоры во исполнение обязанности экспедитором третьим лицом, в случае, если в договоре не указано, что экспедитор обязан выполнять свои обязанности лично, прямо предусмотрено в абз. 1 ст. 805 ГК РФ. Так, в случае если такие договоры имеют место быть в конкретном случае, то в случае ненадлежащего исполнения таким третьим лицом своих обязанностей, не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом. Иными словами, это означает, что в случае возникновения ненадлежащего исполнения договора третьим лицом, клиент вправе потребовать возмещения убытков именно с экспедитора.
Всегда ли это бывает так? Можно ли потребовать возмещения ущерба и с экспедитора, и с перевозчика? На самом деле, анализируя судебную практику, считаю необходимым обратить внимание на ряд особенностей.
Как указано п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона о транспортной экспедиции суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:
1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.
Данный факт означает, что перед предъявлением требования к экспедитору, необходимо убедиться, что он выразил волю об ответственности за сохранность груза.
Например, если в договоре указаны положения об:
- обязательстве по организации перевозок товаров, контролю за продвижением грузов по маршруту следования, для выполнения чего экспедитор вправе привлекать третьих лиц и заключать договоры с перевозчиками, что не освобождает его самого от ответственности перед Заказчиком за исполнение настоящего договора.
- ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю и др.
Другим примером (когда требования о возмещении ущерба можно предъявить исключительно к третьему лицу – грузоперевозчику) будут служить положения, когда в обязанности экспедитора, например, только входит:
- поиск компаний перевозчиков;
- подготовка документов, необходимых для осуществления перевозок и др. (т.е. только те обязанности, которые не предполагают непосредственную работу с грузом и не выражают намерение нести ответственность за его сохранность).
При разрешении подобных вопросов немаловажным будет определить лицо, которому был передан груз. Так, если груз был передан экспедитору, то это дает основания полагать, что он принял ответственность за его доставку в назначенный пункт, в то время как, если груз был передан непосредственно грузоперевозчику (который нашел экспедитор), то тем самым ответственность за перевозку груза будет лежать на перевозчике.
Как указано в п. 26 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети "Интернет", через который заключался договор.
Таким образом, Постановление Пленума Верховного Суда РФ предлагает ряд признаков, которые необходимо сопоставить между собой, определяя возможность привлечения к ответственности за повреждение (утрату) груза экспедитора.
Все вышеуказанные положения говорят о том, что в каждом конкретном случае необходимо сопоставить все положения договора и обстоятельства дела.
Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (статья 323 ГК РФ).
Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
Иными словами, клиент вправе потребовать возмещения ущерба с перевозчика в случае:
1) когда экспедитором был заключен договор перевозки от имени клиента.
2) когда договор был заключен от имени экспедитора, при этом, когда согласно договору, экспедитор несет ответственность за сохранность груза.
Клиент вправе потребовать возмещения ущерба исключительно от экспедитора, в случае если экспедитором был заключен договор перевозки от своего имени.
Таким образом, требования о возмещении ущерба можно предъявить как к экспедитору, перевозчику, так и одновременно. Определяя ответственное лицо за не сохранность груза необходимо внимательно ознакомиться с положениями договора, а также принять во внимание обстоятельства, которые имеют место быть в конкретном случае, будь то, кто осуществлял прием груза или от чьего имени заключались договоры с перевозчиком.
По общему правилу имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества (ч. 1 ст. 930 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Это является единственным ограничением страхования по договору транспортной экспедиции, в связи с чем, во всех остальных случаях экспедитор вправе самостоятельно заключить договор как от своего имени, так и в случае если договором прямо предусмотрена возможность заключить такой договор (от имени клиента).
02.10.2019