Закрыть

на рынке с 2006 г.

Соответствуют ли решения властей ограничить посещение ресторанов и кафе непривитым гражданам?

Недавно в некоторых регионах вслед за Москвой принято решение ограничить посещение организаций общественного питания лицам, не имеющих антител, и непривитым. Всем понятно, что данное решение вызвано необходимыми мерами предотвращения распространения вируса. Но насколько оно законно? Разберем в этой статье.

Правовые основания

Любые ограничения граждан возможны не иначе как по закону! Это указано прямо в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, Конституция РФ прямо предусматривает возможность ограничения прав только федеральным, а не местным законодательством.

При этом специальный закон о статусе столицы не дает никаких подобных полномочий Москве по сепарации прав граждан исходя из любого принципа. Ограничения прав должны быть объективными, одинаковыми для всех и не принуждать к действиям (особенно по отношению к своей жизни и здоровью).

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В силу ч. 2 ст. 5 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Иных последствий для отказа от прививок законом не предусмотрено.

Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности организациями общественного питания осуществляется на принципе публичного договора. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Т.е. и Гражданский кодекс РФ ссылается на необходимость федерального регулирования вопросов ограничений в области публично-договорных отношений.

Таким образом, организация общественного питания попросту не вправе ограничить посещение своего заведения непривитым гражданам.

При этом федеральная власть приняла достаточно правовых актов в связи с новой коронавирусной инфекцией, наделив полномочиями власти разного уровня на практически беспрецедентные действия. Однако не стоит забывать, что они должны быть не только разумными и обоснованными, но и последовательными, основанными на законе и направленными на защиту прав населения.

Возможно ли оспорить ограничения посещения организаций общественного питания?

Теоретически оспорить можно любые акты. Как уже было пояснено выше в данной статье, по нашему мнению, принцип допуска граждан в организации общественного питания, разработанный отдельными местными властями, действительно противоречит законодательству и нарушает права граждан. Но оспорить действия властей можно только в том случае, когда такие действия осуществляются в правовом государстве, в государстве, где права граждан является наивысшей ценностью. Т.е. мы лишь говорим о принципе, по которому одним гражданам дают право посещать заведения, а другим – нет, а не о том, что противодействовать распространению вируса не надо. Надо! Но как это делать власть должна определить исходя из существующих законов и правил, в соответствии с международными принципами и стандартами в области прав граждан.

29.06.2021

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.