Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Очень многие сталкиваются с проблемой, когда банк по каким-то причинам блокирует счет с требованием представить доказательства законности получения денег. Как правило, банки оправдывают свои действия под тем предлогом, что они руководствуются Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Но имеет ли действительно банк право на такую блокировку счета физического лица и какие полномочия в действительности есть у банка по данному федеральному закону?
Согласно ст. 3 ФЗ № 115 блокирование (замораживание) имущества - адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень. Таким образом, исходя из закона, блокировка счета ни что иное, как адресный запрет - т.е. согласно закону кредитная организация должна предупредить клиента о блокировке и только при наличии определенных оснований.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. Список таких операций весьма широк.
Кроме того, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю с предоставлением сведений об указанных операциях в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Перечень таких организаций и физических лиц формируется в связи со вступившими в силу решениями, постановлениями, приговорами суда за определенный круг преступлений и административных правонарушений. У лиц, включенных в этот список, ограничивается на основании данного федерального закона возможность в осуществлении операций с денежными средствами. В частности, если физическое лицо, включенное в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществило операцию с денежными средствами, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму в размере 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень, то в соответствии с п. 10 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк приостанавливает соответствующую операцию на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, и представляет информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг. Если постановления о приостановлении операции на дополнительный срок не поступит или не будет принято решение, ограничивающее совершение этой операции, то банк должен будет осуществить операцию с денежными средствами по распоряжению клиента.
Согласно указанному федеральному закону банки также обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств при размещении в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
В иных случаях, если лицо не включено в вышеуказанный перечень и отсутствуют основания на его включение, то замораживание (блокирование) денежных средств осуществляется лишь по решению межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма. Контроль же за денежными операциями физического лица свыше 600 000 рублей осуществляется, в частности, путем предоставления имеющейся у банка информации об операции клиента в Росфинмониторинг, но не более того.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что банки имеют право блокировать счет и приостанавливать денежные операции в строго определенных случаях и лишь в отношении физических лиц, о которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. При других обстоятельствах действия банка по блокировке счетов физических лиц совершенно неправомерны. Однако на практике все выходит несколько по-другому. Центробанк РФ регулярно издает некие инструкции, согласно которым у кредитных организация появляются дополнительные возможности по замораживанию счетов. Казалось бы, Конституцией РФ предусмотрено верховенство федерального законодательство. Но в судебной практике все иначе: суды зачастую применяют не только регламентирующие ненормативные правовые акты, но и ссылаются на внутренние банковские положения.
В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению и может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Кроме того, согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если мы обратимся к международным актам, ратифицированным Российской Федерацией, то увидим, что право собственности защищено и на международном уровне. Так, согласно ст. 1 Протокола № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов. Исходя из ст. 17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Таким образом, блокирование счетов физического лица со стороны банка является также нарушением Конституции РФ и таких международных договоров Российской Федерации, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.