Закрыть

с 2006 года

Что делать, если автомобиль попал в яму?

Что делать, если автомобиль попал в яму?

Учитывая состояние российских дорог, причинение ущерба автомобилю может произойти не только в результате нарушения правил дорожного движения со стороны участников дорожного движения, но и по причине разбитых дорог, отсутствия знаков о проведении ремонтных работ, неогороженного открытого канализационного люка, необработанного ледяного покрытия дороги. Но что делать, если автомобилю нанесен ущерб по причине неудовлетворительного состояния дорог, в частности, в результате попадания в яму, и возможно ли привлечь дорожные службы к ответственности за причиненный вред?

ущерб автомобилю ямой: законодательное толкование.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, Дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В связи с этим попадание в яму в результате движения автомобиля по проезжей части также будет являться дорожно-транспортным происшествием.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с п.п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3 выше указанного Закона).

Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (п. 7 ст. 3 Закона).

В отношении требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, существует ГОСТ Р 50597. В частности, в соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Согласно со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. По обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст. 12 34 КОАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Таким образом, ответственность за состояние автомобильных дорог несут дорожные службы, эксплуатирующие данный участок дороги или осуществляющие его ремонт. И чтобы не пришлось ремонтировать автомобиль за свой счет, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД и оформлять ДТП. Проследите за правильностью внесенных в протокол данных, оформлением схемы ДТП, чтобы четко прослеживались размеры ямы, отсутствие ограждающих дорожных знаков, это Вам поможет в дальнейшем доказать Вашу правоту, в том числе в судебном порядке. Настаивайте на привлечение к ответственности соответствующую организацию, занимающуюся обеспечением данного участка проезжей части. При несогласии с составленным протоколом необходимо это обозначить на самом протоколе, в противном случае факт несогласия и наличие ошибок доказать будет невозможно. В целях сбора дополнительных доказательств, сфотографируйте место происшествия таким образом, чтобы на фотографии были зафиксированы автомобиль и его государственный регистрационный номер, видимые повреждения автомобиля, яма, отсутствие дорожных знаков и ограждений, адрес места происшествия. Кроме того, по возможности привлеките свидетелей.

Получив документы, подтверждающие причинение ущерба автомобилю по причине неудовлетворительного состояния автомобильных дорог (справку о происшествии, копию протокола и постановления о привлечении к ответственности виновного лица и пр.), необходимо обратиться с претензией к ответственной дорожной службе с приложением экспертной оценки о стоимости ремонтно-восстановительных работ автомобиля, полученной в результате проведения независимой технической экспертизы. При этом Вам необходимо будет уведомить эту организацию о времени и месте проведения экспертизы. Сделать это нужно в письменной форме, путем направления телеграммы или ценного письма с описью вложения. А информацию об ответственной за обслуживание данного участка дороги организации Вы сможете получить у того же сотрудника ГИБДД, оформившего ДТП.

Если на Вашу претензию последует отказ или в течение месяца Вам так и не поступит ответа от соответствующей организации, смело обращайтесь с исковым заявлением в суд. При наличии всех доказательств на руках выиграть такое дело в судебном порядке будет вполне реально.

В том же случае, если сотрудник ГИБДД в качестве виновного лица привлек Вас, обжалуйте его решение, так же в судебном порядке. Произведенные Вами действия и зафиксированные доказательства послужат Вам хорошей доказательной базой.

Таким образом, если вашему автомобилю причинен вред попаданием в яму (выбоину), взыскать ущерб с дорожных служб можно. Главное в данном вопросе - правильно оформить документы. Возможно, дорожные службы не будут доводить дело до суда. В противном случае, взыскать ущерб автомобилю за яму можно через суд.

Обращайтесь в нашу компанию и мы с радостью поможем взыскать ущерб автомобилю за попадание в яму с "Российских автомобильных дорог".

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.