Закрыть

с 2006 года

Договор коммерческой концессии: что надо учитывать?

Договор коммерческой концессии: что надо учитывать?

Что нужно учитывать при заключении договора коммерческой концессии?

Договор коммерческой концессии предполагает передачу исключительных прав, права на бренд (торговую марку), на деловую репутацию, а также передачу бизнес-процессов, самого концепта. Этим он отличается от лицензионного договора, где только предоставляется право пользования торговой марки. Договор коммерческой концессии предполагает полноценное сотрудничество. Его также называют франчайзинговым соглашением.

Стороны в договоре коммерческой концессии

Стороны в таком соглашении находятся на принципиально разных позициях. Есть правообладатель (франчайзер), у которого имеются официально зарегистрированные права на торговую марку, секреты производства, отлаженные бизнес-процессы, деловая репутация. Всё это соответствующим образом отработано. И есть пользователь, который за плату или на бесплатной основе получает доступ к перечисленному выше. Кстати, учтите, что это обязательно должна быть компания или ИП.

Взаимоотношения сторон

То есть у каждой из сторон есть своя роль, которая должна быть предельно чётко расписана в соглашении. Важно, чтобы там по пунктам расписывалось, что конкретно передаётся, на каких условиях. Все права должны быть максимально детализированы. Например, если речь идёт о передачи базы поставщиков, то это желательно указать, причём с конкретикой (сколько номеров, актуальность, дата передачи, уровень доступа).

Если речь идёт о бизнес-процессах, очень важно, чтобы они были проверены. То есть компания должна не просто представить информацию о том, как вести бизнес. Принципиально, чтобы правообладатель подтвердил каким-то образом ценность таких сведений. Например, предъявил расчёты, данные, подтверждающие эффективность определённой схемы.

Передача прав возможна на платной основе и бесплатно. В первом случае речь иногда идёт о единоразовой выплате (паушальный взнос), ежемесячных (роялти) или о том, и о другом одновременно. Очень важно, чтобы размер конкретной суммы был чётко оговорен в договоре. Если роялти представляет собой процент от полученного дохода, то его нужно соответствующим образом прописывать в договоре.

Ответственность сторон

Принципиальное значение имеет ответственность сторон. Во-первых, оба (и правообладатель, и пользователь) несут её перед конечным потребителем услуг или покупателем товара. Во-вторых, у них она также возникает друг перед другом. В частности, правообладатель обязуется передать рабочие, проверенные схемы, а также оказывать помощь при запуске бизнеса. Пользователь же со своей стороны берёт обязательства не злоупотреблять правом на бренд. Плюс он может согласиться проходить регулярные проверки или другим образом подтверждать, что всё делается надлежащим образом.

Что ещё стоит учитывать?

Договор франчайзинга обязательно регистрируется в Роспатенте, без этого он не будет являться действительным. Также в подобном соглашении должны быть непременно указаны все существенные условия. Нередко даже профессионалы не до конца понимают всех тонкостей данного договора, что связано с большим количеством нюансов. Эксперты рекомендуют сторонам, в особенности пользователю, перед подписанием такого соглашения сначала обратиться к юристам и уточнить значение каждого пункта.

На основании договора коммерческой концессии регулируются взаимоотношения между сторонами во франчайзинге. Если с соглашением начнутся проблемы, со взаимодействием тоже будет трудно. Поэтому очень важно, чтобы такой контракт не имел противоречивых или слишком невнятных формулировок, чтобы каждый пункт в нём трактовался однозначно. Только тогда договор можно заключать.

Если вы не знаете, как понять те или иные моменты, если вам нужны помощь в связи с подобным соглашением, обратитесь к профессионалам. Вас никто не оставит один на один с таким договором.

08.11.2019

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.