Закрыть

с 2006 года

Франшиза - что надо знать?

Франшиза - коммерческая концессия или лицензионный договор?

Что надо знать о франшизе?

Франшиза – это форма сотрудничества между двумя предпринимателями (юридическими лицами или ИП), при которой у одной стороны (франчайзера) есть право на торговую марку, разработанные бизнес-процессы, сложившаяся репутация. И она предоставляет к ним доступ за определённое вознаграждение в виде разового платежа (паушальный взнос) и ежемесячного (роялти). Однако франчайзер может по своей инициативе отказаться от паушального взноса, роялти или от обоих видов выплат.

Вторая сторона (франчайзи) при этом обязуется пользоваться предоставленными ей правами в рамках оговоренных условий, не нанося ущерба репутации своему партнёру. Большое значение имеет выполнение конкретных требований, которые проистекают из характера делового сотрудничества.

Договор коммерческой концессии

Чтобы понять, что такое франшиза, нужно обратиться к договору коммерческой концессии. Именно им данное взаимодействие и урегулируется. Этот договор позволяет сторонам прописывать разный формат сотрудничества.

Например, франчайзер может предоставить второй стороне максимальную свободу. Однако чаще всего на практике делают выбор в сторону большего контроля, причём непосредственно в тексте прописывается, в какой именно виде он может быть представлен. Так, франчайзер способен предложить следующие варианты: • ежемесячная или ежеквартальная отчётность;
• проведение проверок с привлечением «тайного покупателя»;
• выездные проверки для контроля за тем, как конкретно соблюдаются внутрикорпоративные стандарты;
• проведение периодической аттестации сотрудников франчайзи;
• введение экзаменов в том или ином формате на знание меню, особенностей продукции, условия проведения акции, прочего;
• установка системы дистанционного контроля, например, видеонаблюдения;
• выборочный запрос отчётности;
• проверка текущей документации;
• проведение опроса постоянных клиентов;
• заказ проверки силами сторонней организации.

Франшиза в России реализуется через 2 основных вида договоров: коммерческая концессия и лицензионный договор. Реже встречаются другие виды взаимоотношений: простое товарищество, договор о совместной деятельности и пр. Важно понять, какой результат на выходе хотят получить стороны, чтобы правильно изложить сущность взаимоотношений в договоре.

Выше перечислены далеко не все варианты, а исключительно наиболее популярные. Но только ими всё не ограничивается. В договоре могут быть указаны разные способы воздействия на франчайзи. Речь идёт о: штрафах, премиях, предоставлении доступа к большему количеству контактов поставщиков, расширении меню на выгодных условиях, возможности получения большего количества консультаций по разным вопросам в течение месяца без доплаты и т. д.

Подводные камни

Франшиза появилась на российском рынке ещё в 90-е годы. Однако для широкого круга предпринимателей она долгое время оставалась по разным причинам недоступной: не хватало средств, не было программ, ориентированных на малых предпринимателей, недоставало информации. Большой проблемой являлось в течение длительного времени слабое правовое регулирование. Всё это в итоге привело к тому, что франчайзинг начал открываться для отечественного бизнеса буквально в течение последнего десятилетия.

В итоге многие совершают ошибки, характерные для новичков. Некоторые вместо договора коммерческой концессии заключают лицензионный. По своему характеру они отчасти похожи: оба соглашения предоставляют право пользования торговой маркой. Однако первый вид договора регулирует именно отношения франчайзера и франчайзи, то есть означает полноценное партнёрство. Что же касается второго, то он подразумевает просто предоставление права на пользование торговой маркой и всё. Никаких больше взаимных обязательств не предусматривается. Перед подписанием такого важного договора, как договор коммерческой концесиии или лицензионный договор очень важно не пренебрегать услугами профессионалов, которым в первую очередь является юрист по франчайзингу.

01.11.2019

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.