Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Франшиза – это форма сотрудничества между двумя предпринимателями (юридическими лицами или ИП), при которой у одной стороны (франчайзера) есть право на торговую марку, разработанные бизнес-процессы, сложившаяся репутация. И она предоставляет к ним доступ за определённое вознаграждение в виде разового платежа (паушальный взнос) и ежемесячного (роялти). Однако франчайзер может по своей инициативе отказаться от паушального взноса, роялти или от обоих видов выплат.
Вторая сторона (франчайзи) при этом обязуется пользоваться предоставленными ей правами в рамках оговоренных условий, не нанося ущерба репутации своему партнёру. Большое значение имеет выполнение конкретных требований, которые проистекают из характера делового сотрудничества.
Чтобы понять, что такое франшиза, нужно обратиться к договору коммерческой концессии. Именно им данное взаимодействие и урегулируется. Этот договор позволяет сторонам прописывать разный формат сотрудничества.
Например, франчайзер может предоставить второй стороне максимальную свободу. Однако чаще всего на практике делают выбор в сторону большего контроля, причём непосредственно в тексте прописывается, в какой именно виде он может быть представлен. Так, франчайзер способен предложить следующие варианты:
• ежемесячная или ежеквартальная отчётность;
• проведение проверок с привлечением «тайного покупателя»;
• выездные проверки для контроля за тем, как конкретно соблюдаются внутрикорпоративные стандарты;
• проведение периодической аттестации сотрудников франчайзи;
• введение экзаменов в том или ином формате на знание меню, особенностей продукции, условия проведения акции, прочего;
• установка системы дистанционного контроля, например, видеонаблюдения;
• выборочный запрос отчётности;
• проверка текущей документации;
• проведение опроса постоянных клиентов;
• заказ проверки силами сторонней организации.
Франшиза в России реализуется через 2 основных вида договоров: коммерческая концессия и лицензионный договор. Реже встречаются другие виды взаимоотношений: простое товарищество, договор о совместной деятельности и пр. Важно понять, какой результат на выходе хотят получить стороны, чтобы правильно изложить сущность взаимоотношений в договоре.
Выше перечислены далеко не все варианты, а исключительно наиболее популярные. Но только ими всё не ограничивается. В договоре могут быть указаны разные способы воздействия на франчайзи. Речь идёт о: штрафах, премиях, предоставлении доступа к большему количеству контактов поставщиков, расширении меню на выгодных условиях, возможности получения большего количества консультаций по разным вопросам в течение месяца без доплаты и т. д.
Франшиза появилась на российском рынке ещё в 90-е годы. Однако для широкого круга предпринимателей она долгое время оставалась по разным причинам недоступной: не хватало средств, не было программ, ориентированных на малых предпринимателей, недоставало информации. Большой проблемой являлось в течение длительного времени слабое правовое регулирование. Всё это в итоге привело к тому, что франчайзинг начал открываться для отечественного бизнеса буквально в течение последнего десятилетия.
В итоге многие совершают ошибки, характерные для новичков. Некоторые вместо договора коммерческой концессии заключают лицензионный. По своему характеру они отчасти похожи: оба соглашения предоставляют право пользования торговой маркой. Однако первый вид договора регулирует именно отношения франчайзера и франчайзи, то есть означает полноценное партнёрство. Что же касается второго, то он подразумевает просто предоставление права на пользование торговой маркой и всё. Никаких больше взаимных обязательств не предусматривается. Перед подписанием такого важного договора, как договор коммерческой концесиии или лицензионный договор очень важно не пренебрегать услугами профессионалов, которым в первую очередь является юрист по франчайзингу.
01.11.2019