Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Эффективность рыночной экономики во многом определяется моделями поведения ее участников. Рыночные отношения между хозяйствующими субъектами регулируются нормативными и правовыми документами, устанавливающими порядок действий в той или иной ситуации, в том числе и в разрешении конфликтов. Особенно строго законодательством регламентирована деятельность монополий, ведь от их действий зачастую зависит судьба целой ниши.
Основным рычагом рыночной экономики является конкуренция – борьба участников рынка за наиболее эффективное применение факторов производства (земельных ресурсов, капитала, труда и др.). От каждого из этих факторов хозяйствующий субъект получает прибыль – ренту, роялти, процент и проч. Поэтому целью конкурентного соперничества можно назвать борьбу за выгоду. При этом каждый из субъектов имеет в своей деятельности законодательно установленные ограничения, которые призваны предотвратить одностороннее воздействие какого-либо из участников рынка на общие условия обращения товаров.
В настоящее время в мире более развита несовершенная конкуренция. В отличие от совершенного типа, она характеризуется влиянием ряда производителей, занимающих значительную долю на рынке, на условия движения товаров. Несовершенная конкуренция проявляется в различных видах, одним из которых является монополия. Монополии обладают исключительным правом на производство и продажу конкретных видов продукции. Для их деятельности характерны:
• демпинг цен;
• разглашение производственной, торговой и научно-технической информации;
• распространение недостоверных сведений;
• ценовая дискриминация;
• создание искусственных барьеров для входа на рынок определенных производителей и товаров.
Несовершенная конкуренция приводит к неоправданному росту цен на товары, снижению конкурентоспособности, падению эффективности экономики и замедлению научно-технического прогресса.
Для избегания существенного влияния монополий на рынок применяется ограничение власти монополий и предотвращение недобросовестной конкуренции. Указанная работа ведется на государственном и международном уровнях. Правительства развитых стран практикуют антимонопольную политику, которая в большей степени направляется на регуляцию деятельности уже сложившихся монополистических организаций. В число регулирующих факторов входит регулирование цен и реформирование структуры естественных монополий.
Контроль над деятельностью монополий в России осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Одной из ее функций является предотвращение злоупотребления доминирующим положением какого-либо производителя или поставщика на рынке, который имеет право оказывать решающее влияние на конкуренцию других участников, цены и другие факторы экономики.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 14.31) установлена административная ответственность за злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке в случаях, когда совершаемые им действия влекут за собой ущемление прав и возможностей других лиц. Санкции за эти нарушения выражаются в штрафах, сумма которых может варьироваться от 300 тыс. до 1 млн руб.
Положения КоАП о вышеуказанных мерах наказания не распространяются на естественные монополии, действующие в сферах коммунального хозяйства, энергетики и проч.
Соблюдение требований антимонопольного законодательства требует хорошего знания правовых и нормативных норм в соответствующей области. Всю необходимую информацию может предоставить юрист по антимонопольному праву фирмы «Мадрок», в компетенцию которого входит консультирование, подготовка документов и представление интересов юридического лица в спорных ситуациях.