защита товарного знака: принципы и способы
Способы защиты товарного знака
Согласно ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 1484 Кодекса, правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. Исключительное право по своей природе оборотоспособно и носит имущественный характер. Оборотоспособность означает возможность перехода прав на любом законном основании к другим лицам. В п. 2 ст. 1484 Кодекса законодатель конкретизирует способы использования товарного знака. Это производится, в частности, путем размещения товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Существенные изменения на рынке товарной продукции, рост объемов контрафактной продукции, отсутствие должного взаимодействия государственных и судебных органов, нарушение прав производителя и незаконное использование товарного знака приводят к необходимости защиты товарного знака.
Регистрация товарного знака - основное средство, направленное на его защиту. Пренебрежение этим влечет невозможность воспользоваться предусмотренными законом мерами по борьбе с недобросовестными лицами и предоставляет им возможность зарегистрировать товарный знак на свое имя.
В соответствии со ст. 1479 Кодекса на территории России действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (им является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, далее – Роспатент). Право на товарный знак в РФ охраняется только после его регистрации. При этом даже если у вас есть товарные знаки, зарегистрированные на территории иных государств, для их охраны в России необходима их регистрация именно в РФ.
Регистрация товарного знака - это превентивный способ защиты товарного знака, но если право на товарный знак нарушено, то законодательством предусмотрены меры гражданско-правовой, административно-правовой и уголовной ответственности. Соответственно, можно выделить
гражданско-правовой и
административно-правовой способы защиты товарного знака. Кроме того, существует возможность защиты права на товарный знак в рамках уголовного судопроизводства.
К гражданско-правовому способу защиты, безусловно, относится подача искового заявления в арбитражный суд. В этом случае необходимо доказать факт нарушения права на товарный знак, а также причинение этим действием убытков (не нужно в случае требования выплаты компенсации). Как справедливо отмечает О.В. Осокин, обращение в арбитражный суд с требованием о компенсации зачастую осложняется доказыванием, а точнее обоснованием ее размера (поскольку это не требование о возмещении ущерба), что связано, например, с трудностями определения количества товара, реализованного нарушителем в период незаконного использования товарного знака. В случае положительного решения суда, нарушителю грозит ответственность в виде возмещения убытков либо выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Можно потребовать прекращения нарушения.
Основные органы по защите прав на товарный знак
в административном порядке – Палата по патентным спорам и Роспатент – в рамках своей компетенции принимают решение о прекращении исключительного права по заявлениям заинтересованных лиц. Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности сочтет, что его исключительное право на товарный знак нарушается путем предоставления охраны товарному знаку другого субъекта предпринимательской деятельности, он вправе оспорить предоставление такой охраны в указанные выше органы.
Возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, которые предусмотрены законом, могут подаваться только заинтересованным лицом.
Палата по патентным спорам принимает решение о прекращении исключительного права по заявлениям заинтересованных лиц в отношении товарных знаков:
состоящих из обозначений, не обладающих различительной способностью; содержащих символы государств и государственных организаций; являющихся ложными (вводящими в заблуждение) или противоречащими общественным интересам, принципам гуманности и морали;
тождественных или сходных с наименованиями и изображениями объектов культурного наследия; касающихся идентификации вин и иных спиртных напитков в соответствии с международными договорами РФ;
тождественных (сходных до степени смешения) фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям и наименованиям селекционных достижений (ст. 1483 ГК РФ);
тождественных: названиям произведений науки, литературы, искусства и т.п.; имени, псевдониму, портрету и т.п. известного в РФ лица;
промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени (п/п. 2-3 п. 9 ст. 1483 ГК РФ);
тождественных (сходных до степени смешения): товарным знакам других лиц, имеющим более ранний приоритет;
общеизвестным товарным знакам; наименованиям мест происхождения товаров (п. 6-7 ст. 1483 ГК РФ);
зарегистрированных на имя физических лиц, не являющихся предпринимателями, или на имя лиц, не имеющих статуса юридического лица (ст. 1478, п. 2 ст. 1512 ГК РФ);
зарегистрированных с более поздним приоритетом по отношению к общеизвестному товарному знаку (п. 2 ст. 1512 ГК РФ);
общеизвестных товарных знаков при нарушении условий их регистрации;
не используемых в течение трех лет после регистрации (ст. 1486, пп. 3 п. 1 ст. 1514 ГК РФ).
Роспатент принимает решение о прекращении исключительного права в отношении товарных знаков:
в случае прекращения у правообладателя статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя (п/п. 4 п. 1 ст. 1514 ГК РФ);
вошедших во всеобщее употребление (п. 6 ст. 1514 ГК РФ);
в отношении утраты общеизвестными товарными знаками признаков общеизвестности (п. 1 ст. 1508, п. 2 ст. 1514 ГК РФ);
при наличии в действиях правообладателя злоупотребления правом либо недобросовестной конкуренции (п. 2 ст. 1512, п. 3 ст. 1513 Кодекса). Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Решение федерального антимонопольного органа при наличии признаков недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг, направляется заинтересованным лицом в Роспатент для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
По мнению О.В. Осокина, именно обращение в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) – наиболее оперативный и наименее сложный по процессуальным действиям способ борьбы с нарушителями права на использование товарного знака. Однако необходимо помнить, что обращения в антимонопольные органы рассматриваются лишь в случае, если речь идет о недобросовестной конкуренции в связи с использованием товарных знаков.
Для признания нарушителей недобросовестными конкурентами необходимо подать заявление в ФАС России и представить доказательства (сведения) о незаконном использовании товарного знака компании. В дальнейшем, при рассмотрении дела по существу, ФАС России может потребовать представления дополнительных материалов, например заключения специалиста (эксперта) о сходстве изображений товарных знаков компании и знаков, используемых нарушителем. Обычно такое заключение выдается патентным поверенным или специалистами Роспатента.
Существенным для данного способа защиты является многогранность последствий признания нарушителя недобросовестным конкурентом, а именно:
- санкции, предусмотренные статьей 14.33 КоАП России, гораздо более серьезные по сравнению с санкциями, предусмотренными статьей 14.10 КоАП России;
- при наличии вступившего в силу решения (постановления) УФАС отсутствует необходимость доказывания факта нарушения в суде по иску о взыскании компенсации.
Помимо ФАС, заявление о нарушении права на товарный знак можно подать и в ОВД, либо в орган государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Роспотребнадзор). После возбуждения дела об административном правонарушении ОВД передает материалы дела в суд для привлечения лица к административной ответственности. Однако, в связи с тем, что решение о привлечении нарушителя к ответственности принимает не ОВД, а суд, процедура рассмотрения дела затягивается. Отсутствует механизм контроля за ходом дела ввиду того, что заинтересованное лицо исключено из процесса (сторонами по делу являются полиция и нарушитель).
Исходя из практики, можно утверждать, что такой способ защиты, как обращение с заявлением по статье 14.10 КоАП РФ в ОВД, эффективен в случаях активной позиции ОВД. Кроме того, при причинении нарушением права на товарный знак ущерба в размере не менее 250 тысяч рублей (и при наличии возможности доказать причинение этого ущерба), можно подать заявление о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. При этом ОВД должен провести оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления выручки (а лучше – прибыли) на указанную сумму, иначе факт нарушения не будет установлен.
Таким образом, на сегодняшний день законодательством предусмотрена достаточно разветвленная система мер по защите прав на товарный знак, которая после вступления в силу с 1 января 2008 г. IV части Кодекса претерпела существенные изменения. Выбор конкретного способа защиты права на товарный знак всякий раз остается за правообладателем.
Статья подготовлена Козловым Никитой Игоревичем © Все права защищены.