Закрыть

с 2006 года

Анализ платежеспособности контрагентов

Деятельность коммерческих предприятий связана с постоянными рисками. Один из них – заключение договорных отношений с новыми партнерами. В последние годы появляется все больше фирм-однодневок, которые порой достаточно сложно идентифицировать. Связь с ними может грозить материальным ущербом, судебными процессами и потерей репутации. Избежать возможных негативных последствий поможет анализ платежеспособности контрагентов.

Когда необходима оценка партнерской компании

Крупные организации располагают целыми отделами аналитиков, владеющих специальными знаниями и инструментами по определению надежности контрагентов. Для мелких фирм эта задача становится одной из первостепенных проблем при выборе поставщиков и других партнеров.

В первую очередь нужно определиться, в каких случаях требуется оценка финансовой устойчивости контрагента. Это может быть:

  • Заключение партнерских соглашений с новой компанией.
  • Заверение договоров с отсрочкой или авансовой оплатой.
  • Подозрения в недобросовестности компании.
  • Неуверенность в финансовой состоятельности.

Грамотному эксперту достаточно бегло изучить документацию предприятия, чтобы понять, стоит ли начинать партнерские отношения. Для более глубокой оценки можно воспользоваться рядом базовых критериев.

Показатели финансовой устойчивости

За долгие годы юридической практики были выработаны первичные показатели определения благонадежности контрагентов. В эту группу входят:

  • Наличие задолженностей по кредитам и перед партнерами.
  • Участие в судебных процессах в качестве ответчика.
  • Осуществление ликвидации (добровольной или через процедуру банкротства).

Проверку этих параметров легко осуществить при помощи официальных публичных ресурсов, находящихся в общем доступе.

Кроме того, проанализировать платежеспособность компании помогут другие источники. В качестве подстраховки можно проверить информацию о:

  • Соответствии регистрации требованиям законодательных норм (нахождение офиса и производства по указанному адресу, действительность банковских реквизитов, наименования фирм-партнеров).
  • Состоянии движимого имущества и недвижимости.
  • Наличии и содержании копий документов о регистрации.
  • Показателях финансовой деятельности.
  • Периоде существования (минимальный рекомендуемый срок составляет 3 года).
  • Размере уставного капитала (согласно российскому законодательству – минимум 10 тыс. руб.).
  • Аффилированных юридических лицах.

Для бухгалтерской аналитики не лишним будет оценить такие параметры, как:

  • размер капитала и его характер – собственные средства, инвестиции частных предприятий иди государственные дотации;
  • величина основного фонда и степень его использования;
  • характер чистой прибыли (ее показатель должен быть положительным).

Это только часть показателей, по которым следует оценивать благонадежность контрагентов.

Новый партнер – на что нужно обратить внимание

При изучении собранной о потенциальном контрагенте информации следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Отсутствие штата сотрудников.
  • Отсутствие оригинального комплекта учредительных документов, разрешений, лицензий и др.
  • Отказ от заключения договора в письменной форме.
  • Руководитель является учредителем или управляет несколькими компаниями с различными направлениями деятельности.
  • У контрагента нет офиса, либо его адрес постоянно меняется, либо офис не находится по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ.
  • Сдача в налоговую службу отчетов с нулевыми показателями.

Эти факторы практически с абсолютной достоверностью указывают на неблагонадежность фирмы.

19.11.2019

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.