Закрыть

с 2006 года

вывеска и реклама: разница

В Москве очень высокие штрафы за нарушение правил рекламы и размещения вывесок. Согласно КоАП Москвы за нарушение правил размещения вывесок юридическое лицо должно заплатить от 200 до 500 тысяч рублей, за нарушение правил размещения рекламы – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Согласитесь, весьма существенные санкции. Кроме этих санкций, существует и ответственность за нарушение правил содержания вывесок и рекламы (если вдруг эти вывески или конструкции упадут, либо придут в негодность, испортят общую архитектуру района и пр.).

Исходя из уровня санкций за ответственность, конечно, большое значение имеет то, какая конструкция все же находится у рекламовладельца.

Вывеска.

Чтобы дать точное определение вывеске необходимо обратиться к Постановлению Правительства Москвы № 902-ПП от от 25.12.2013 г. Согласно п. 3.5 Постановления 902-ПП вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя и сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Также стоит учесть, что есть ряд улиц (например, Арбат, Покровка, Большая Ордынка и много других), которые согласно архитектурно-художественной концепции г. Москвы должны соответствовать дополнительным требованиям и историческому облику города.

Как известно, вывески размещаются:
- в самом месте нахождения указанной организации на здании, над входом, в окнах и пр.;
- рядом с местом нахождения указанной организации (отдельная конструкция).

В случае с вывеской в месте нахождения организации все понятно: главное соблюсти требования по параметрам, установленным Постановлением, а вот в случае с размещением отдельно стоящей конструкции не все так просто. Размещение вывесок в виде отдельно стоящих конструкций допускается только при условии их установки в границах земельного участка, на котором располагаются здания, строения, сооружения, являющиеся местом фактического нахождения, осуществления деятельности организации, индивидуального предпринимателя, сведения о которых содержатся в данных информационных конструкциях и которым указанные здания, строения, сооружения и земельный участок принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. При этом установка указанных отдельно стоящих конструкций осуществляется при условии соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, включая получение градостроительного плана земельного участка, а также свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства, и законодательства о благоустройстве. Внешний вид информационных конструкций в виде отдельно стоящих конструкций, размещаемых в соответствии со свидетельством об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства, определяется указанным свидетельством.

Частым нарушением при создании и установке вывески является использование баннерной ткани. Ее использовать также нельзя и придется уплатить штраф.

Куда более понятным является определение рекламных конструкций и более понятно законодательство в этой области.

Реклама.

Во-первых, стоит сразу прибегнуть к понятию рекламы с точки зрения законодательства. Согласно абз. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Отсюда следует вывод о главном отличии от вывески: вывеска – информация о предприятии, предпринимателе, часах работы, месте нахождения и пр. (возможно с использованием наименования бренда) в месте нахождения непосредственно предпринимателя, а реклама – призыв к совершению покупки либо склонение к брендовому предпочтению независимо от места нахождения самого предпринимателя-рекламодателя.

Теперь еще одно отличие рекламы от вывески: санкции за вывеску предусмотрены только региональным законодательством, а за рекламу – и региональным, и федеральным! Т.е. за информацию на рекламном носителе можно ответить и в соответствии с ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ, и в соответствии с КоАП региона (в Москве по Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях").

По своей природе вывеска не рассчитана на очень большой круг людей, а лишь на проходящих случайно мимо, в то время как реклама, наоборот, рассчитана на как можно больший круг рекламополучателей.

Если рассматривать нарушения в области рекламы с ракурса столичного законодательства, то стоит отметить интересный факт, что согласно федеральному законодательству нарушение в области рекламы относятся к нарушению в сфере предпринимательской деятельности, в то время как те же нарушения (конечно, с другой объективной стороны) в Москве относятся к разряду нарушений в сфере благоустройства города.

Также отметить стоит и то, что федеральное законодательство больше следит за содержанием рекламы и ее правдивостью, а региональное – за само ее оформление и вид.

И все же, основной вопрос – как можно правильно оформить рекламу в Москве. Надо понимать, что оформление рекламы лучше доверить соответствующим рекламным агентствам (по сути, такое запутанное законодательство и делали для функционирования этой системы). Конечно, можно сделать это и самостоятельно, но тогда стоит досконально изучить региональные правила размещения рекламы.

Ст. 8.6 КоАП Москвы говорит о наложении штрафа за нарушение правил размещения рекламы, выразившееся в несоблюдении внешнего вида рекламной конструкции. Таким образом, если рекламодатель не учел любое из положений Постановления Правительства Москвы № 712-ПП, будь то положение о параметрах конструкции или положение о световой подсветке рекламной информации. Да и надо заметить, что для того, чтобы узаконить рекламу в Москве необходимо собрать так много документов (около 40 наименований, включая экспертизу света!), что трудно представить, что сам предприниматель будет этим заниматься. Кроме того, согласно законодательства, размещение рекламы должно пройти согласование в архитектурном комитете…

В общем, занимаясь рекламой, необходимо сразу понять, что осилить ее согласование очень непросто. В то же время при заказе рекламы у агентства вам никто не будет гарантировать, что ваша конструкция соответствует стандартам. Ведь даже при наличии всех согласительных документов ОАТИ может оштрафовать рекламодателя в виду указанных нарушений, а последнему придется идти в суд. Ну а в суде мы готовы вам помочь.

И помните: реклама – двигатель торговли!

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.