Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Право удержания есть один из способов обеспечения исполнения обязательства (ст. 12 ГК РФ). Оно установлено гражданским законодательством (ст.ст. 359, 790 ГК РФ), а также допускается прямым указанием в договоре перевозки груза. Сразу стоит отметить, что перевозка грузов бывает не только автомобильная. но и морская, и воздушная. Таким образом, есть определенные нюансы по вопросу удержания груза, но в общем все виды перевозок подчиняются единым положениям гражданского законодательства.
Реализация права удержания осуществляется путем собственных односторонних действий перевозчика без каких-либо согласований с грузовладельцем (отправителем, получателем, собственником) и страховащиком, без специальной процедуры. Срок существования права на удержание у перевозчика законом не ограничен: перевозчик вправе удерживать груз до тех пор, пока грузовладелец не исполнит обязательство по оплате (п. 1 ст. 359 ГК РФ).
По истечении более или менее длительного времени перевозчик или передает груз его владельцу или удовлетворяет свои требования за счет удерживаемого груза. В обоих случаях договор перевозки груза прекращается.
Стоит также запомнить, что перевозчик ни в коем случае не обладает правом пользования и распоряжения удерживаемым грузом (только владение). С момента сдачи на хранение груза на склад, не принадлежащий перевозчику/фрахтовщику, в тот же день необходимо отправить телеграмму и письмо в адрес грузополучателя/отправителя о складе, где хранится груз. Таким образом, вы продлите процесс удержания на законном основании.
К хранению груза на складе применяются общие положения о договоре хранения (ст. ст. 886-904 ГК РФ) и иные положения.. В этой связи необходимо правильно составить договор хранения груза, указать существенные моменты, связанные с вопросом удержания груза. Весьма желательно перед подписанием договора получить его проект от склада либо вовсе составить свой договор. В свою очередь, мы готовы провести правовой анализ данного договора.
Порядок продажи удерживаемого груза перевозчиком морским правом не установлен, таким образом применяются общегражданские положения. Согласно ст. 360 ГК РФ требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. На основании п. 1 ст. 349 ГК РФ обращение взыскания на заложенное имущество (в данном случае удерживаемое) осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество.
Если соглашением сторон предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество, залогодержатель вправе предъявить в суд требование об обращении взыскания на заложенное имущество. В этом случае дополнительные расходы, связанные с обращением взыскания на заложенное имущество в судебном порядке, возлагаются на залогодержателя, если он не докажет, что обращение взыскания на предмет залога или реализация предмета залога в соответствии с соглашением о внесудебном порядке обращения взыскания не были осуществлены в связи с действиями залогодателя или третьих лиц.
При обращении взыскания и реализации заложенного имущества залогодержателем и иными лицами должны быть приняты меры, необходимые для получения наибольшей выручки от продажи предмета залога. Лицо, которому причинены убытки неисполнением указанной обязанности, вправе потребовать их возмещения.
В свою очередь большое значение имеет и трактовка договора. В связи с этим закон говорит следующее: «При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом» (ст. 431 ГК РФ).
Кроме того, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, если соглашение о залоге (удержании) не содержит информацию о способе и примерной цене реализации товара, такое соглашение может быть признано недействительным по основаниям ст. 168 ГК РФ.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В случае, если соглашение об удержании и внесудебной реализации груза не посягает на публичные интересы, это говорит о возможной оспоримости сделки (т.е. грузоотправитель/фрахтователь может оспорить действительность данного соглашения, без иска в суд с его стороны данное соглашение признается действующим).
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка – это сделка, которую может признать недействительной суд, ничтожная – которая и без суда признается недействительной.
Однако в вашу пользу может быть использован п. 5 ст. 166 ГК РФ, которая говорит о том, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В случае, если в итоге будет признано, что соглашение о внесудебной реализации груза не было достигнуто в силу отсутствия в указанном соглашении существенных условий, предусмотренных ГК РФ, фрахтователь вправе инициировать обратный процесс по возмещению убытков. Некоторые юристы склоняются к возможности возбуждения уголовного дела по ст. 330 УК РФ «Самоуправство», но мы же исключаем такой вариант, т.к. вряд ли это дело дойдет гипотетически до суда, развалившись на стадии следствия.
Конечно, расходы по хранению груза, а также его реализации, вы можете в итоге после продажи груза требовать с грузоотправителя/фрахтователя.
Если же составленное соглашение не содержит прямого указания на то,indo что в случае неоплаты перевозки отправителем права на груз переходят перевозчику, а содержатся лишь слова о распоряжении перевозчиком грузом по своему усмотрению, либо иным завуалированным образом сказано о возможно продаже груза, до продажи груза лучше обратиться в суд за разрешением данного вопроса. Но в любом случае действия свои лучше всего согласовывать с профессиональными юристами, имеющими опыт в данном вопросе.
07.09.2020