Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Зачастую во внешне-экономической деятельности приходится прибегать к экспедиторским услугам. Экспедиторы, в свою очередь, нередко от имени заказчика прибегают к смешанной форме перевозки: морская, автомобильная, железнодорожная. Но нередко случается, что в пути с грузом происходят некоторые неурядицы: автотранспортное средство попадает в дорожно-транспортное происшествие, в порту на судно падает кран, судна в открытом море сталкиваются и наносят ущерб не только другим судам, но и грузу и пр. Так вот что делать, если такая проблема возникла на море?
В случае, когда происходит порча груза действиями третьих лиц применяются Йорк-Антверпенские правила «Об общей аварии». Согласно данным правилам установлено 4 признака наличия общей аварии:
1. Общая опасность для судна, груза, фрахта;
2. Преднамеренность;
3. Разумность;
4. Чрезвычайность мероприятий, направленных на общее спасение.
Для определения расходов, необходимых для восстановления дальнейшего исполнения договора, назначается диспашер, определяющий размер взносов с каждого грузовладельца для быстрого восстановления рейса.
Диспашер – по своей сути специалист, занимающийся определением размера убытков и размера участия каждого участника общей аварии (грузовладельцев, фрахтовщиков, фрахтователей и пр.) в распределении убытков по общей аварии.
Правило «D» Йорк-Антверпенских правил не связывает право на возмещение общей аварии с виной одного из участников договора морской перевозки груза или с виной 3-го лица. Убытки общей аварии распределяются независимо от вины перевозчика, грузовладельца или третьих лиц. Третьи лица, по чьей вине произошла авария, не являются участниками морской перевозки (common maritime adventure) и поэтому на них не возлагается обязанность участвовать в общеаварийных расходах. Ответственность владельцев крана находится за пределами института общей аварии. Но участники общей аварии вправе впоследствии взыскать свои убытки с виновного лица.
Большое значение имеет и содержание коносамента, оборотная сторона которого обычно определяет законодательство, применяемое по вопросам общей аварии.
Надо иметь в виду, что договор транспортной экспедиции (перевозки и пр.) не могут влиять на вопросы разрешения общей аварии. Общая авария – прерогатива международного морского права, транспортная экспедиция – национального гражданского. Т.к. груз на одном судне может принадлежать резидентам абсолютно разных стран. В этой связи было необходимо применять международные правила по общей аварии.
При обще аварии перевозчик до выдачи груза или до его освобождения для дальнейшего транзита в пункт назначения стремится получить от всех грузополучателей аварийные подписки, содержащие их обязательства: объявить стоимость груза и уплатить причитающуюся долю груза по диспаше. Отсутствие аварийных подписок затруднит перевозчику или сделает невозможным взыскание с грузополучателя доли аварийного взноса, причитающегося с груза по распределению общей аварии.
При отказе грузополучателя выдать аварийную подписку, перевозчик может использовать право удержания и не выдавать/не освобождать груз до получения этого документа. Если получение аварийной подписки затянется, то чтобы избежать простоя судна груз может быть сдан на хранение в береговой склад за счет и риск грузополучателя.
Таким образом, важное значение при общей аварии имеют действия всех участников данного инцидента. Оплата диспаши также является важным составляющим, поэтому не стоит тянуть с данным этапом. Однако необходимо понимать, когда диспаша не обоснована.
Наша компания поможет участником морской или иной смешанной перевозки оформить отношения по общей аварии как с диспашером, так и с причинителем вреда (по вопросу взыскания деликта – убытков).