Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Признание той или иной организации экстремистской влечет за собой тяжелые последствия в первую очередь для самой социальной сети. При этом неважно, имеет ли такая сеть свою юридическую форму в России или представлена лишь в качестве того или иного приложения.
Если говорить о соцсетях, то это приведет к невозможности такой сети свободно распространяться среди пользователей из России. Если соцсеть не выполнит требование суда (а такие решения принимаются судом по иску прокурора) и не прекратит доступ пользователей к указанной сети, то реализация такого решения возлагается на специальный орган – Роскомнадзор. Однако еще до суда РКН может превентивно по требованию прокуратуры заблокировать соцсеть в качестве меры обеспечения в день ее обращения. Но перед этим, по закону и идее, прокуратура (либо иной полномочный орган) должна обратиться к указанному распространителю предполагаемой экстремистской информации с письменным требованием прекратить распространение такой информации и уже после невыполнения такого требования обращаться в суд и блокировать нарушителя на постоянной основе.
А что будет с гражданами, которые вопреки указаниям судебных органов при помощи VPN будут либо иным способом будут продолжать пользоваться указанными соцсетями? Можно ли таких граждан привлекать к ответственности за участие в экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ)? Верховный суд РФ говорил в своем определении от 28.06.2011 N 11, что участием в деятельности экстремистской организации понимается совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.). Т.е. простое использование «экстремистской» соцсети не должно подпадать под признаки преступления. Да и как проверить, кто продолжает пользоваться соцсетью после запрета? Наделить полицию правом досматривать телефоны всех граждан? Да и вообще, социальная сеть обычно не ведет самостоятельный постинг новостей или статей, а может заниматься лишь их модерацией. Тогда экстремистский характер приобретает не деятельность, а в какой-то степени бездеятельность (а это уже что-то новое).
Также не стоит забывать, что у граждан есть возможность оспорить действия прокуратуры как нарушающие их права: ведь в настоящее время социальные сети это не только способ простой коммуникации, но и обширное поле для коммерческой деятельности. А значит, такой запрет прямо затрагивает права каждого пользователя. Тут можно и на коллективный иск от пользователей нарваться. Другое дело, как к правам граждан отнесется наше государство (через судебные органы, конечно) и поставит ли оно такие права выше «геополитических интересов».
В общем, пока вопросов больше, чем ответов.
Подробнее мнение юриста компании Гаджи Гаджиева читать на сайте Газета.ру