Закрыть

с 2006 года

краткая жалоба

Данная статья посвящена вопросу написания краткой жалобы на решения суда. Как показывает практика, данный аспект имеет свои подводные камни, а также может вызывать определенные трудности при подаче краткой жалобы.

Зачем писать краткую апелляционную жалобу?

Прошла первая инстанция. Увы, проиграли дело. Но вы все-таки видите, что оно еще не безнадежно! Вы считаете, что судья ошибся при оценке доказательств, совершил нарушения ряда норм и желаете восстановить справедливость в суде второй инстанции. Однако по закону у вас на это всего 1 месяц в апелляции (ст.ст. 321) и 6 месяцев в кассации (376 ГПК РФ) дней (в арбитражном суде - 30 дней на апелляционную жалобу - ст. 259 АПК РФ, два месяца - на кассационную жалобу - ст. 276 АПК РФ) с момента вынесения решения в окончательной форме.

А что это такое, окончательная форма решения? Когда ее ждать?
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ окончательная форма - это решение суда, содержащее в себе все три части решения: введения, мотивировочной и резолютивной. Когда суд оглашает решение в судебном заседании, это называется оглашением резолютивной части решения (ст. 193 ГПК РФ).

Так вот, у судей по закону (ст. 199 ГПК РФ) есть 5 дней на составление мотивированного (полного решения, решения в окончательной форме).

Так вот здесь и получаются сбои гражданского и арбитражного процессов. Обычно судьи не спешат составлять решения в установленный срок. Часто сопроводительным письмом они объясняют задержку загруженностью судьи либо иными обстоятельствами, которые, по сути, не должны волновать кассаторов (лиц, участвующих в деле). И с этим ничего, к сожалению, не поделаешь. Однако законодатели решили найти выход в изменении закона, а не отношения к нему: увеличили сроки для обжалования решений - ранее было 10 дней, сейчас - 1 месяц. Подавая жалобу на судью, вряд ли вы решите свою проблему, и не факт, что избежите других.

Кроме того, ранее имела место еще одна "хитрость" судьи. Все мы понимаем, что никому не нравится признавать ошибки (т.к. совершать их мы уже все привыкли). Поэтому судьи всячески способствуют пропуску сроков подачи жалобы на решение: понятно, ведь и они могут ошибаться. Хитрость заключается в том, что при вынесении решения не в окончательной форме, судьи ставят дату этого решения. А при составлении мотивированного решения дату на более позднюю (соответствующую дате вынесения мотивированного решения) не меняют. Таким образом, искусственно создается пропуск срока подачи жалобы (апелляционной, кассационной). Однако сейчас с увеличением срока обжалования в апелляции и кассации эту хитрость законодателям удалось изжить.

На практике наших юристов и адвокатов случалось даже такое, что судьи умудрялись инициировать пропуск подачи жалобы после подачи краткой кассационной жалобы: судьей выносилось определение об исправлении ошибок в кассационной жалобе в срок, который не мог быть выдержан кассатором. Т.о. даже при самом скором получении определения суда вы можете не успеть исправить недочеты жалобы. Это является вопиющим нарушением всех прав и плевком в сторону гражданского общества, однако нам лишь стоит вытереть лицо и в следующий раз прихватить салфетки.

Для чего нужна краткая жалоба понятно, думается, всем. Для тех, кто еще не до конца понял, отвечаем: краткая жалоба нужна лишь для того, чтобы не пропустить сроки обжалования и получить больше времени для написания мотивированной жалобы.

Когда стоит писать краткую апелляционную жалобу (краткую жалобу)?

Временить с подачей краткой апелляционной жалобы не стоит. Как только вы узнали о вынесенном не в вашу пользу решении, сразу же составляйте этот документ. Он важен! Пропуск сроков подачи кассационной жалобы не так-то и легко в наше время восстановить. Единственный случай, когда краткую кассационную жалобу не стоит писать - если вы уже знаете все обстоятельства дела и все ошибки судьи наперед, уверены в своих доводах и готовы ее написать в течение 1 месяца с момента вынесения резолютивной части решения.

Форма краткой апелляционной жалобы.

Вопрос о форме краткой жалобы можно и вовсе опустить. Она проста: свободная. Но стоит учесть, что даже такой простой документ имеет ряд своих особенностей.

1. Подавая краткую жалобу, вы намекаете суду, что готовы бороться за свои права до конца. А значит, при подаче краткой жалобы вы должны минимизировать любой риск отказа в принятии жалобы и ее возвращения.

2. В краткой апелляционной жалобе не стоит указывать всех обстоятельств дела и раскрывать всю суть ваших доводов. В самой же жалобе можно упомянуть, что данный документ неполон, мотивированная его часть будет составлена после ознакомления с мотивированным решением.

3. Название "краткая апелляционная жалоба" некорректно. В юридической литературе отсутствует какое-либо упоминание о ней. Краткая жалоба - согласованный вымысел юристов. Поэтому, если хотите придать вашей краткой жалобе больше юридического колорита, назовите документ "кассационная жалоба" (или "апелляционная жалоба"). А в самом тексте лишь намекните на неполноту документа.

4. Ни в коем случае не подавайтесь на провокации работников экспедиции (или канцелярии). Они всегда за судей и поэтому будут искать все причины для непринятия у вас документа. Это незаконно! Отказ в принятии жалобы может быть дан лишь судьей! Данный отказ вы можете (имеет право) оспорить. При неправомерных действиях канцелярии бегите к председателю суда! А если и он отказывает в приеме, зафиксируйте данные действия (бездействия) на камеру, попросите людей побыть свидетелями данного инцидента. Но если и это не принесет никаких результатов, то отправьте жалобу по почте и потом уже оспаривайте данные действия работников суда.

Учитывая то, что в нашей стране зачастую меняется не только закон, но и подход судей к нему, вряд ли можно говорить об устойчивой юридической практике и стопроцентной возможности реализации своих прав при подаче краткой жалобы. Настоятельно рекомендуем нашим читателям и клиентам потратить небольшие средства на услуги юриста по составлению краткой жалобы, сэкономив при этом нервы, силы и деньги в будущем.

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.