Ежедневно
(9:00-21:00)
ПИШИТЕ
mail@madroc.ruЗВОНИТЕ
+7-495-506-90-04Между лицензионным соглашением и договором коммерческой концессии есть много общего. Оба часто оформляют отношения, которые возникают между франчайзером и франчайзи. И тот, и другой вид соглашений означает передачу права на использование торговой марки. Кроме того, нормы ГК, которые регулируют лицензионное соглашение, согласно общему правилу применимы по отношению к договору коммерческой концессии.
Поэтому многие люди, далёкие от юридических тонкостей, нередко путают эти 2 понятия. В то же время между ними существует значительная разница. И если, к примеру, индивидуальный предприниматель заключит лицензионное соглашение с крупной сетью, надеясь на полноценное сотрудничество, то он рискует остаться сильно разочарованным, потому что по факту получит только право на использование торговой марки и ничего больше. Поэтому разобраться, в чём здесь разница, стоит.
Договор коммерческой концессии подразумевает не только передачу прав на использование торговой марки, но и передачу коммерческой информации, ноу-хау, бизнес-процессов. Его суть состоит в том, что такое соглашение регулирует собой процесс создания целой сети, расширения бизнеса за счёт присоединения к нему новых юридических лиц или тех же индивидуальных предпринимателей.
Часто смысл договора коммерческой концессии сводится к деловому партнёрству. И это очень хорошо видно, если изучить содержание типовых контрактов подобного рода. В них, как правило, описывается следующее:
• все права, которые передаются, в том числе и права на наработки, информационные базы данных (допустим, базы поставщиков), на бизнес-процесс, на технологии, меню, карты, внутренние должностные инструкции и прочее;
• механизм взаимодействия сторон с учётом того, что все участники такого договора работают на расширение сети, то есть являются её составляющими;
• права на собственность, которые также могут быть переданы (оборудование, мебель, первая партия товара и прочее).
Договор коммерческой концессии по существу представляет собой договор франчайзинга. И в нём есть 2 стороны. Первая – это франчайзер, который создал бренд, на чём в итоге и стал зарабатывать, предоставляя доступ к уже раскрученному и налаженному бизнесу начинающим предпринимателям. Он даёт не только пользоваться торговой маркой, а помогает запустить торговую точку, предоставляет рынки сбыта продукции, делится своими технологиями, решает организационные и правовые вопросы. Конкретика уже зависит от договорённости.
Вторая сторона – это франчайзи. Под ними подразумеваются предприниматели, вкладывающие в развитие сети деньги. Они трудятся на развитие чужой сети, но в то же время такие бизнесмены получают возможность проще и быстрее войти на рынок, избежать ошибок новичков. Плюс подобный формат сотрудничества для них в целом более безопасный, поскольку он предполагает намного меньше рисков.
Что же касается лицензионного соглашения, то оно подразумевает передачу только права пользоваться торговой маркой и ничего больше. По нему не возникает полноценного сотрудничества, нет взаимных обязательств вне рамок конкретного права. Поэтому бизнесмен получает исключительно доступ к бренду, обязательства пользоваться торговой маркой только определённым образом и всё. Для начинающих предпринимателей такой формат, как правило, более рискованный. Заключение как того, так и другого договора может стать оптимальным вариантом. Всё зависит от конкретной ситуации, от того, на что настроились стороны. Но в любом случае разницу понимать нужно.
05.12.2019