Закрыть

с 2006 года

>Бездоговорное и безучетное потребление электроэнергии

энергетика: бездоговорное и безучетное потребление электроэнергии

Практика взыскания стоимости неоплаченной энергии при отсутствии договора энергоснабжения сложилась еще в 1997-98 годах в соответствии с Информационными письмами ВАС РФ РФ от 05.05.1997 N14 и от 17.02.1998 N30, ссылки на которые применяются и по настоящее время. Тогда, 20 лет назад, был сформирован следующий подход: отсутствие договора с потребителем, чьи установки присоединены к энергосети, не освобождает его от обязанности возместить стоимость потребленной энергии; фактическое пользование услугами (передачи по сети) рассматривается как акцепт абонентом оферты, поэтому данные отношения рассматриваются как договорные.

Между тем, в результате реформы электроэнергетики (2003-2008 гг.) структура отношений на энергорынках изменилась, легальное определение бездоговорного потребления в электроэнергетике появилось только в 2012 году (в теплоэнергетике в 2010). Хотя в настоящее время принцип «если присоединился к энергосети – плати за потребление» никто не отменял, необходимо учитывать последствия произошедших изменений и в нашей практике мы опираемся на их глубокий анализ, на котором основаны наши выводы и рекомендации.

Так, одновременно с вступлением в силу ФЗ «Об электроэнергетике», в ст. 539 ГК РФ (§ 6 гл. 30 ГК «Энергоснабжение») введен п. 4, согласно которому к отношениям по договору снабжения электроэнергией правила данного параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Структура регулирования Гражданским кодексом отношений по снабжению энергоресурсами изменилась - в электроэнергетике, иным актом, который устанавливает «иное» регулирование договора энергоснабжения, являются ОПФРР – Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Именно ОПФРР приоритетен по отношению к ГК и является основным нормативным актом, регулирующим отношения на розничных энергорынках, в том числе для бездоговорного и безучетного потребления.

Согласно п. 2 ОПФРР, бездоговорным потребление электроэнергии будет квалифицировано, если подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства произведено:
самовольно и в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, за исключением отсутствия договора в течение двух месяцев для принятия на обслуживание потребителей гарантирующим поставщиком;
а также потребление электроэнергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

В постреформенной ситуации факт потребления электроэнергии, в отличие от дореформенной ситуации, может вовсе не свидетельствовать о наличии договорных отношений с энергоснабжающей организацией. Понятие «энергоснабжающая организация» сегодня имеет совсем иной смысл, нежели тот, который был заложен в ГК РФ еще до реформы. Например, факт энергопотребления вовсе не означает наличия отношений с гарантирующим поставщиком, исходить из простой аналогии с договором энергоснабжения нельзя. Модель отношений такова, что гарантирующий поставщик закупает электроэнергию на оптовом рынке и организует ее передачу по сетям сетевой организации до потребителя на розничном. Таким образом, имеют место отношения потребителя с сетевой организацией, а с гарантирующим поставщиком – отсутствуют, соответственно у последнего отсутствует право требования стоимости потребленной энергии. Таким образом, в случаях применения судом слепого копирования прежних подходов, имеется благоприятная перспектива для обжалования - необходимо проанализировать имеющие место отношения.

Отметим, что при бездоговорном потреблении наступают такие неблагоприятные последствия, как полное или частичное ограничение режима потребления, которое сетевая организация обязана ввести (п.121 ОПФРР), в также привлечение к административной ответственности в виде штрафа по ст. 7.19 КоАП («Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти и газа»).

Согласно того же п. 2 ОПФРР, безучетным потреблением является потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Здесь важно следующее. Судебная практика дифференцирует нарушения учета на две группы. К первой относится совершение потребителем различных действий и не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения просто в силу факта их совершения потребителем. Ко второй – иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Поэтому позиция, основанная на том, что некие действия потребителя с прибором учета, например, на период ремонта оборудования, в течение которого сетевая компания составила акт о безучетном потреблении, не привели к искажению данных учета – ошибочна. Подобное толкование определения безучетного потребления, при котором действия с прибором учета всегда должны быть связаны с искажением данных, применять не следует.

По-существу, расчет стоимости ко взысканию вследствие безучетного потребления основывается на максимально возможном потреблении исходя из технических данных энергопринимающих устройств потребителя, что в несколько раз превышает фактическое потребление за тот же период времени.

процедура выявления бездоговорного и безучетного потреблений.

Согласно п.167 ОПФРР, на выявление фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии уполномочены субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электроэнергией потребителей, и сетевые организации. Выявление таких фактов оформляется актом бездоговорного (безучетного) потребления и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передаются в адрес энергоснабжающей организации, либо сетевой организации – в зависимости от того, кто выявил,- и лица, осуществившего такое потребление (п.192 ОПФРР). После чего сетевой организацией производится расчет объема безучетного (согласно абз.1,2 п.84, п. 195) или бездоговорного потребления (согласно абз.4,5 п.84, п.196), которая направляет расчет вместе с актом энергоснабжающей организации и потребителю. Затем выставляется счет, который должен быть оплачен в срок указанный в договоре (для безучетного потребления), и в течение 10 дней со дня получения счета для бездоговорного.

Процедура весьма сложная, содержит множество нюансов и требует внимательного сопровождения: начиная с соответствия акта требованиям ОПФРР, возможны ошибки в определении периода безучетного потребления, необходимость учета иных факторов. К примеру, если фактически проверка в установленный графиком срок не была проведена, период расчета необходимо обосновать датой, не позднее которой она должна была быть проведена. Если условиями договора определен режим работы оборудования в строго определенные часы и исключаются выходные дни, расчет не может исходить из числа часов работы оборудования 24 часа в сутки.

В последнее время в процедуру внесен ряд важных изменений, вступивших в силу с 29.09.2017 (постановление Правительства РФ от 24.05.2017 №624). Первое состоит в том, что акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). При этом составляющее акт лицо должно приложить к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта; акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи (п.193 ОПФРР). Другое изменение – в сокращении периода времени, в течение которого осуществляется расчет объема бездоговорного потребления - не более чем за 1 год. Ранее было – не более чем за 3 года.

Особенности в теплоснабжении.

Для теплоснабжения бездоговорное потребление определяется иначе, чем в электроэнергетике, причем приведенный перечень исчерпывающий (п.29 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении»):
- потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения;
- потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (техприсоединения);
- потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления;
- потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (п.10 ст.22 ФЗ «О теплоснабжении»).

Безучетное потребление в теплоснабжении также имеет место (п.23 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808) и определяется как отсутствие коммерческого учета теплоэнергии. Потребитель, допустивший нарушение в виде отсутствия учета, равно как нарушения по режиму потребления, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления, с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ. И далее следует оговорка: если иное не предусмотрено жилищным законодательством РФ в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций, ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Особенности применения ОПФРР и ФЗ «О теплоснабжении» в отношениях с ТСЖ/ТСН, жилищными кооперативами, управляющими организациями. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 04.04.2016 №65-ПЭК16 дело №А40-46739/2014, п.10 ст.22 ФЗ «О теплоснабжении», предписывающий оплату выявленного бездоговорного объема потребления коммунального ресурса в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией как противоречащий Жилищному кодексу РФ и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Аналогичную позицию ВС РФ занял с ОПФРР в Определении по делу №305-ЭС16-4138, А40-41713/2014 указав, что спорные отношения по поставке электроэнергии при управлении многоквартирным домом по своему содержанию подпадают под действие жилищного законодательства (пп.10 п.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации – предоставление коммунальных услуг). Тогда п.84 ОПФРР, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента стоимость бездоговорного потребления электроэнергии, не подлежит применению. Такое право должно быть у ресурсоснабжающей организации в понимании Жилищного кодекса.

Можно заключить, что самовольное присоединение к сети в отсутствие договора, как и нарушение правил учета энергии, как и прежде, незамедлительно обнаруживается и повлечет взыскание оплаты в совокупности с иными неблагоприятными последствиями. Однако кто вправе предъявить требование о взыскании, цене (тарифе), используемого в расчете, и объеме требований – вопросы, требующие серьезного анализа и привлечения специалистов.

Автор: Токарев Владимир Борисович

28.04.2018

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.