Закрыть

с 2006 года

Правовые вопросы введения карантина в РФ из-за коронавируса

Правовые вопросы введения карантина в РФ из-за коронавируса

В свете последних событий и постоянно появляющейся информации о введении в определенных регионах России так называемого карантина наши юристы решили исследовать правовую сторону его введения.

Понятие "карантин" в Российском праве

В российском законодательстве о карантине и возможных мероприятиях о нем говорится в статье 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Как гласит пункт 1 данной статьи ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Пункт 2 статьи говорит: "ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения".

Отсюда следует, что главы субъектов вправе такой карантин устанавливать. Для этого необходимы соответствующие рекомендации главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

ЧС вместо карантина

Кроме того, главой государства - Президентом - может быть введен режим ЧС (Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"), который влечет за собой следующие последствия:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Ответственность за нарушения

В настоящее время существует одна статья Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 6.3 КоАП), которая говорит о том, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) содержит статью 236, которая предусматривает наказание штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года. А в случае, если нарушение таких правил повлекло смерть - обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В настоящее время Государственная дума прорабатывает проект законодательства об ужесточении наказания за нарушение карантина. Однако принять такой закон в укороченные сроки с учетом соблюдения правил демократического нормотворчества, по нашему мнению, не представляется возможным и будет нести угрозы примера в будущем для использования в собственных политических интересах соответствующими должностными лицами.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ ГРАЖДАН ОТ ЛЕГКОМЫСЛЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОПРОСУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА И ВСЕ ЖЕ ДЕРЖАТЬСЯ ПРЕДПИСАНИЙ, СДЕЛАННЫХ РУКОВОДСТВОМ СТРАНЫ ИЛИ РЕГИОНА. МЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН И ИЗБЕЖАТЬ ПОДОБНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ У НАС. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

01.04.2020

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.