Закрыть

с 2006 года

Какие правовые и экономические риски несут маркетплейсы и системы дропшиппинга?

Очевидно, что развитие интернет-технологий привели жизнь людей к удобным решениям: покупать одежду, технику и даже продукты, не выходя из дома – наверное, лучшее на сегодняшний день, что может предложить прогресс. При этом, за всем этим легким для потребителя процессом стоит сложный, кропотливый и энергозатратный труд создателей маркетплейсов и тех, кто на них представляет свой товар. Но все ли так радужно видится в будущем или нам есть, чего опасаться (за исключением всеобщей проблемы ожирения)?

Экономический эффект

Безусловно, кажущимся очевидным эффектом является повышение конкуренции на рынке: через маркетплейсы продают как большие производители, так и мелкие посредники. Кстати, последние, зачастую, предлагают потребителю более выгодные условия, чем прямой продавец (он же производитель), рассчитывая в будущем получить постоянного лояльного покупателя, забывая при этом, что принцип продажи через маркетплейс не позволяет пользоваться такой привязанностью клиента к конкретному продавцу.

Однако, как кажется очевидным, в будущем будет проявляться обратный эффект: производителям будет еще проще выходить на рынки B2C (на прямые продажи в розницу) и мерчандайзеры (перепродавцы) останутся если не в прошлом, то их количество кратно сократится (зачем производителю с кем-то делить прибыль, если свой продукт сначала можно продвигать на маркетплейсе, а уже потом перетягивать в собственные интернет-продукты через программы лояльности, используя при этом обычных менеджеров маркетплейсов, кстати, возможно, бывших предпринимателей-посредников).

А раз производители останутся на платформах одни без особых конкурентов, не проявится ли обратный эффект: отсутствие конкуренции всегда равно поднятию цены, а поднятие цены на большую группу товаров – инфляции?

Кроме того, мы ведь забыли и про межплатформенную конкуренцию: раньше производители товаров старались продвигать свой же товар на собственных интернет-площадках, а потребитель старался искать товар через поисковые системы, сейчас же поиск товаров полностью производится на базе того или иного маркетплейса.

Правовой эффект

В юридической плоскости все тоже кажется не так однозначно. В случае, если количество участников рынка интернет-продаж сократится и некоторые из прежних производителей и вовсе останутся без конкурентов, не стоит ли в таком случае вмешаться антимонопольным органам? Конечно, это касается далеко не всякого вида товара (все же, в наше время конкуренция между брендами в конкретной нише довольно ожесточенная).

А как насчет регулирования самих маркетплейсов? Ведь, порой, становясь витриной для некоторых производителей, они могут злоупотреблять своим положением (конкуренция маркетплейсов пока во всем мире на такая высокая). Такие злоупотребления могут выражаться в установлении цены входа на платформу (как это уже в 2023 году сделал всем известный Wildberries), лишая возможности входа на рынок совсем маленьких предпринимателей, для которых каждая копейка на счету. Ведь не раз с таким уже сталкивались производители продуктов, которые «покупали» места на полках в сетевых супермаркетах.

При этом, как мы все знаем, несмотря на то что и маркетплейсы, и продавцы являются профессиональными предпринимателями, это не мешает первым устанавливать безусловные правила поведения на площадке без права последних на какое-либо изменение (так называемые, договоры присоединения).

Непонятно и то, почему такой большой по объему рынок до сих пор не удостоился дополнительной конкретизации законодательством: маркетплейс, выступая агентом, согласно российскому праву, должен отвечать за качество товара не меньше продавца (производителя). Но на сегодняшний день все не так однозначно и площадка с легкостью может, сославшись на продавца, отказать, например, в возврате денег по основаниям, указанным производителем, а все споры перенаправить мимо себя, лишая потребителя дополнительно установленных законодательством прав. Таким образом, маркетплейс устанавливает собственные нормы и правила, которые могут не полностью, а в некоторых случаях, полностью не соответствовать действующему законодательству. И тут кнопка «Я принимаю условия и правила» ни при чем: потребитель согласно закону о защите прав потребителей является более слабой стороной и охраняется законом дополнительно вне зависимости от содержания таких правил или даже заключенного с ним договора. Договор присоединения в отношении потребителя работает не так, как в отношениях между предпринимателями. Хотя, надо признать, пока суды принимают решения не в пользу маркетплейсов и игнорируют доводы об агентском статусе в отношениях с потребителем, как основание для отказа в санкциях. А последние уже регрессируют (переводят) все эти риски на непосредственных поставщиков, допустивших нарушения прав потребителя.

Непонятно и отношение площадок к контрафактной продукции: отсутствие проверки товара на контрафакт – одна из самых больших проблем на сегодняшний день.

При этом, опять же, ответственность площадка нести не хочет.

Резюме

Состредоточение продавцов на одной площадке рано или поздно может дать отрицательный эффект, имевший место в сетевых продажах в больших магазинах. В этом случае правовое антимонопольное регулирование органов власти просто неизбежно.

Вопрос дополнительной защиты прав потребителей при покупке через маркетплейсы может быть решен дополнительным указанием на возможность потребителя привлекать к солидарной ответственности как площадку, так и непосредственно продавца, если информация о нем потребителю известна.

19.06.2023

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.