Юридическая
фирма "Мадрок"
Возможность отслеживания хода вашего процесса онлайн на нашем сайте через личный кабинет!
Профессиональные юристы и адвокаты (более 90% выигрыша дел).
Только компетентная юридическая консультация и юридическая помощь.
Услуги юриста высокого качества.
Всегда выигрышный арбитраж.
Грамотное представительство в суде и арбитраж.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков и исключение из него

Статьей 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральной антимонопольной службой России.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).

Четко определенных оснований для включения в реестр не установлено, что дает широкие полномочия для федеральной антимонопольной службы в определении тех или иных причин незаключения или расторжения контракта в качестве служащих основанием для включения в реестр.

Как правило, импульсом к включению информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков служит уклонение от заключения контракта. При этом уклонением будет считаться как прямой отказ от заключения контракта, так и непредставление заказчику документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, и непосредственное неподписание контракта в предусмотренный ст. 54 Закона о контрактной системе десятидневный срок.

В соответствии с Разъяснениями ФАС от 26.10.2007 г. «По ведению недобросовестных поставщиков, проведению проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок» под документами, из которых прямо следует отказ участника размещения заказа заключить государственный (муниципальный) контракт, ФАС России понимает следующие документы:

1) копию решения суда, арбитражного суда о понуждении участника размещения заказа заключить контракт;

2) копию уведомления победителя конкурса (аукциона), победителя в проведении запроса котировок, единственного участника размещения заказа об отказе от заключения контракта.

Под уведомлением об отказе от заключения контракта понимается документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт. Уведомление об отказе от заключения контракта должно быть представлено в виде письменного документа, или электронного документа, подписанных законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося от заключения контракта.

Уведомление об отказе от заключения контракта не подписанное, или подписанное лицом, не являющимся законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, не может являться основанием для включения сведений о таком участнике размещения заказа в Реестр.

В силу разъяснений ФАС России о недобросовестном уклонении поставщика от заключения контракта может также свидетельствовать представленный протокол разногласий, содержащий предложение участника размещения заказа заключить контракт на условиях, отличных от содержащихся в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке). Это же относится и к случаям, когда у участника наступают обстоятельства, влекущие невозможность заключения им контракта на условиях, указанных в проекте контракта (повышение рыночных цен на товары для поставки, невозможность поставить товар в указанный в документации срок, поломка или отсутствие оборудование и пр.).

Вместе с тем, если невозможность заключения контракта наступила ввиду неправомерных действий заказчика, то это не может являться основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. К таким действиям, в частности, относятся:

- требования заказчика заключить контракт на условиях, отличных от указанных документации об аукционе, запросе котировок, проекте контракта, заявке на участие в конкурсе;

- требования заказчика предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе);

- допуск к участию в процедурах размещения заказа участника размещения заказа, представившего заявку на участие в торгах (котировочную заявку), в которой содержатся условия исполнения контракта, не соответствующие конкурсной документации, документации об аукционе (извещению о запросе котировок).

Информация исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр. Однако в определенных случаях можно оспорить действия федеральной антимонопольной службы и исключить сведения из реестра недобросовестных поставщиков в судебном порядке в трехмесячный срок.

Судебные органы исходят из того, что для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен предоставить доказательства уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2015 г. № А70-11223/2014).

В отличие от федеральной антимонопольной службы, которая руководствуется лишь фактом выполнения или невыполнения норм закона, суд исходит из конкретных обстоятельств дела и установления недобросовестности поведения сторон, а также руководствуется позицией Конституционного суда РФ о соразмерности применяемых санкций допущенным нарушениям. В связи с этим представляемые в суде доказательства должны указывать на добросовестность действий со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствие с его стороны умысла и принятие всех возможных и своевременных мер во избежание допущения нарушения, уведомление заказчика о возникших проблемах и предпринимаемых по решению возникшей ситуации действиях.

Кроме того, необходимо обращать внимание на нарушения, допущенные самой федеральной антимонопольной службой при проведении разбирательства (например, его отсутствие, когда это необходимо), поскольку допущенные процессуальные нарушения являются основанием для исключения сведений из реестра.

При включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщика (подрядчика, исполнителя) условий контракта помимо вышеуказанного необходимо представить доказательства надлежащего исполнения контракта и отсутствие злоупотреблений. Об отсутствии оснований для включения в реестр в этом случае могут свидетельствовать также доказательства допущенных нарушений со стороны заказчика (непредставление по требованию необходимой документации, отсутствие выплаты или ее осуществление с нарушением сроков), которые и послужили причиной ненадлежащего исполнения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

 
Rambler's Top100