Закрыть

с 2006 года

Госпошлина: понятие и порядок оплаты

государственная пошлина

    Как определить размер государственной пошлины (госпошлины)? Вернется ли госпошлина, если я выиграю суд? Какие еще затраты возможны в судебных разбирательствах? Данная статья призвана ответить на эти и некоторые другие вопросы читателей.

    Один из немаловажных вопросов, который стоит решить перед подачей искового заявления, это "какой размер госпошлины и на какие реквизиты его уплачивать"? Стоить отметить, что в соответствии со ст.ст. 136 и 132 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК), а для арбитражного процесса - ст.ст.126 и 128 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК), в случае, если истец не уплатил государственную пошлину, исковое заявление подлежит оставлению без движения. В вынесенном судом определении об оставления искового заявления без движения суд указывает на конкретные нарушения со стороны истца при подаче иска и срок, в течение которого истец должен исправить данные недочеты. В случае, если истец этого не делает, исковое заявление подлежит возвращению. Правовые последствия как оставления искового заявления, так и возвращения иска истцу не плачевны и не фатальны, но дабы избежать потери времени и лишней нервотрепки, стоит позаботиться обо всех мелочах.
    И так, как определить размер госпошлины?
    Для определения размера государственной пошлины необходимо обратиться к Налоговому кодексу, к ст. 333.19, а для арбитражных споров - к ст. 333.21. В данных статьях подробно указываются размеры госпошлины, которые истец обязан уплатить до подачи иска.
    Однако не всем удается правильно определить, к какому виду требований относятся претензии истца к ответчику - к имущественным требованиям или к неимущественным. Для выяснения данного вопроса все же лучше обратиться к специалистам (юристам, адвокатам). Все же не всегда однотипные дела имеют общий каркас.
    

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (с изменениями на 1 октября 2011 года)

    1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей;
для организаций - 4 000 рублей;
4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей;
6) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:
для физических лиц - 200 рублей;
для организаций - 3 000 рублей;
7) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 200 рублей;
8) при подаче заявления по делам особого производства - 200 рублей;
9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
10) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей;
11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1 500 рублей;
12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 200 рублей;
13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 500 рублей;
14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.
    2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям
    1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;
8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
    2. Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
    3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.
    

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (с изменениями на 1 октября 2011 года)

    1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4 000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 200 рублей;
для организаций - 2 000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4 000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 4 000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2 000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 2 000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска - 2 000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 2 000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
    13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей.
    При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина уплачивается в размере 4000 рублей. Все данные виды споров возникают как раз из экономических правоотношений. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров установлен в ч. 1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 3 января 2006 г.), в общем положении о договорах. Именно из договорных отношений и возникает большинство споров, которые затем становятся предметом рассмотрения в арбитражном суде. Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).     Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
    При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина устанавливается в размере 200 рублей для физических лиц, 400 рублей - для юридических лиц.
Согласно ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
    Статьей 197 АПК РФ установлено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, в т.ч. судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий указанных органов и лиц.
    Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ. Производство по указанным делам возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
    При подаче исковых заявлений по неимущественным искам государственная пошлина уплачивается в размере 4000 рублей. Под неимущественными спорами можно понимать, например, иски о защите деловой репутации фирмы. Исков по неимущественным спорам не так уж и много, в основном это иски о признании прав на какое-либо объект, охраняемый и защищаемый законом, но не представляющий собой конкретного имущества. Иски об исполнении обязательств в натуре являются имущественными, поскольку истец просит исполнить обязательство в виде имущества.
    Комментируемая статья установила размер государственной пошлины по делам о банкротстве в размере 4000 рублей. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по местонахождению должника - юридического лица или по местожительству гражданина.
    Согласно ст. 34 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. от 24 октября 2005 г.) заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 рублей, к должнику-гражданину - не менее 10 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.
    Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом или должником-гражданином. Заявление должника может подписывать его представитель в том случае, если такое полномочие прямо предусматривается доверенностью представителя.
    В соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в заявлении должника должны быть указаны:
    1) наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
    2) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
    3) сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося для выплаты вознаграждений по авторским договорам;
    4) размер задолженности по обязательным платежам;
    5) обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;
    6) сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;
    7) сведения об имеющемся у должника имуществе, в т.ч. о денежных средствах и о дебиторской задолженности;
    8) номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;
    9) наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего;
    10) размер вознаграждения арбитражного управляющего;
    11) перечень прилагаемых документов.
    В заявлении должника могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения; также могут прилагаться имеющиеся у должника ходатайства. В заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего. В заявлении должника-гражданина указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью (ст. 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
    При подаче заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, государственная пошлина составляет 2000 рублей. В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2004 г. N 76 "Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" дан обзор практики рассмотрения арбитражными судами данной категории дел. Главой 27 АПК РФ установлены особенности процесса рассмотрения арбитражными судами данной категории дел. Согласно данному Информационному письму заявление с требованием дать правовую оценку поведению лица не подлежит рассмотрению в порядке особого производства. Отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности на недвижимое имущество или сделки с ним не является основанием для признания этого права в порядке особого производства. Также факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства. Заявление об установлении факта исполнения определенным лицом обязанности тоже не подлежит рассмотрению в порядке особого производства. Заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права из обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
    Согласно ст. 217 АПК РФ производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение. В случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
    Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    Арбитражный суд рассматривает дела об установлении факта:
    1) владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
    2) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
    3) принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием и Ф.И.О. по их документам;
    4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ст. 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если законодательством РФ не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
    Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч.     1, п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, это общие требования, предъявляемые к исковому заявлению.
    В заявлении должны быть также указаны:
    1) факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;
    2) нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    3) обоснование необходимости установления данного факта;
    4) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.
    Комментируемая статья устанавливает размеры государственной пошлины при вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Согласно ст. 50 АПК РФ третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия решения арбитражным судом первой инстанции. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и исполняют обязанности истца, кроме обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором. В случае, если третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала. О вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выносится определение.
    Размер государственной пошлины устанавливается в зависимости от того, какой характер носит спор. Ели спор носит неимущественный характер или заявлен иск об имуществе, но он не подлежит оценке, то государственная пошлина уплачивается в размере 2000 рублей, т.е. как при подаче заявления по неимущественным спорам. В том же случае, когда такое третье лицо предъявляет имущественные требования, подлежащие оценки, то размер государственной пошлины определяется исходя из оспариваемой суммы, т.е. он подлежит оценке и уплачивается исходя из цены иска.
    При подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей. Производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда регулируется гл. 30 АПК РФ. Статья 236 АПК РФ устанавливает, что вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта РФ по местонахождению или местожительству должника либо, если местонахождение или местожительство неизвестно, по местонахождению имущества должника - стороны третейского разбирательства.
    Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в письменной форме и должно быть подписано лицом, в пользу которого принято решение, или его представителем (п. 1 ст. 424 ГПК РФ). В заявлении о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда должны быть указаны: наименование, состав и местонахождение арбитражного суда, в который подается заявление, третейского суда, принявшего решение; наименование сторон третейского разбирательства, их местонахождение; дата и место принятия решения третейского суда; требование заявителя о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (п. 2 ст. 424 ГПК РФ).
    К заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда прилагаются надлежащим образом заверенное подлинное такое решение или его копия.
    При подаче заявления об отмене решения третейского суда государственная пошлина тоже составляет 2000 рублей. Оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда.
    Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.
    Заявление об отмене решения третейского суда облагается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В предусмотренных международным договором РФ случаях может быть оспорено иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы законодательства РФ, путем подачи заявления об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта РФ по местонахождению или местожительству должника либо, если местонахождение или местожительство должника неизвестны, по местонахождению имущества должника - стороны третейского разбирательства.
    Заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение, или его представителем.
    В заявлении об отмене решения третейского суда должны указываться сведения, аналогичные сведениям при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
    При подаче заявлений об обеспечении иска государственная пошлина составляет 1000 рублей. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в т.ч. если исполнение судебного акта предполагается за пределами РФ, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Обеспечительными мерами могут быть:
    1) наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;
    2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
    3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
    4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;
    5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
    6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста. Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер. Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.
    Заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении (п. 1 ст. 92 АПК РФ).
    В заявлении об обеспечении иска должны быть указаны сведения, аналогичные сведениям при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
    В заявлении об обеспечении иска могут быть также указаны встречное обеспечение и иные сведения, в т.ч. номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле (п. 2 ст. 92 АПК РФ). Заявление об обеспечении иска подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К заявлению, подписанному представителем, прилагаются доверенность или иной подтверждающий полномочия на его подписание документ. К заявлению об обеспечении иска прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (п. 3 ст. 92 АПК РФ).     При подаче апелляционной и кассационной жалоб размер государственной пошлины составит 1000 рублей. В случае когда лицу, участвующему в деле, потребуется повторно выдать копию судебных актов, то государственная пошлина будет составлять 2 рубля за страницу, но не менее чем 20 рублей. Помимо судебных актов, лицам, участвующим в деле может потребоваться выдача других копий письменных документов из дела.
    Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
    Относительно обращения в арбитражные суды имеются определенные особенности установления государственной пошлины. Так, согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи при одновременной подаче в одном исковом заявлении требований как имущественного, так и неимущественного характера государственная пошлина уплачивается исходя из сложения сумм госпошлин при оплате имущественных и неимущественных споров.
    Цена иска определяется истцом по правилам, установленным АПК РФ. Если же суд при подаче заявления увидит, что цена иска явно занижена, то он вправе самостоятельно определить цену иска. Определять цену иска следует по правилам ст. 103 АПК РФ.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.
    Комментируемая статья устанавливает, что в случаях, когда истец увеличит свои исковые требования, государственная пошлина подлежит доплате. Срок по доплате составляет 10 дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда. Государственная пошлина будет подлежать доплате и в том случае, если суд выйдет за пределы заявленных требований, что он вправе делать, если рассматривается спор, возникший из публичных правоотношений. Государственная пошлина будет уплачиваться при подаче надзорной жалобы, но лишь в случае, если ранее данное решение суда не оспаривалось сторонами в кассационном и апелляционном порядке. Размер государственной пошлины в этих случаях составит 1000 рублей - 50% от размера госпошлины по неимущественным спорам. Суд вправе предоставить рассрочку или отсрочку в уплате государственной пошлины. Отсрочка в уплате предоставляется по заявлению лица, которое подает заявление или жалобу, на срок не более 6 месяцев.
    И в заключение, размер госпошлины истцу возвращается ответчиком в части, в которой иск истца удовлетворен. Это значите, что если иск на сумму 100 рублей удовлетворен на 70 рублей, значит ответчик обязан уплатить 70 % стоимости госпошлины, остальное уплачивает истец.
    К вопросу о том, куда уплачивается госпошлина, необходимо обратиться непосредственно в суд, в который подается исковое заявление. В зданиях судов висят реквизиты уплаты госпошлины.

Оказываем юридические услуги по всему миру с 2006 года.